Другая физика » Большая книга физики » Методология » ЧТО ТАКОЕ МЕТОДОЛОГИЯ?

ЧТО ТАКОЕ МЕТОДОЛОГИЯ?

А знаете ли Вы почему день на Земле сменяет ночь, а лето - зима?

Картинка Солнечное затмение

 

… почему тяжёлые чёрные тучи, содержащие сотни тонн воды, не падают на землю, а переносимые ветром по небу где-то проливаются дождём?

… почему во время грозы сверкает молния и гремит гром?

… что такое «мираж» и как он образуется?

… почему бывают оползни и сход снежных лавин в горах?
 

Картинка Снежная лавина

 

Рано или поздно подобные вопросы возникают в нашей голове, но всегда ли мы готовы ответить на них? И как часто мы про них забываем, не найдя сразу готового ответа!

А вот есть определённая категория людей, для которых такие вопросы становятся навязчивыми и они не успокаиваются пока не найдут на них ответа. Когда-то давным-давно (ещё за несколько веков до нашей эры) таких людей называли философами. Знаний об окружающем мире было так мало, что они помещались в голове одного человека! Но настырные философы Древней Греции не успокаивались. Знаний становилось всё больше, и появилась необходимость разбить их на отдельные науки. После этого над подобными вопросами начали рассуждать учёные-химики, учёные-физики, учёные-астрономы и другие учёные.Самый первый учебник физики написал древнегреческий ученый и философ Аристотель. Первый учебник физики в России был издан выдающимся русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым, который перевел его с немецкого языка.

Затем эти искатели объяснений странностей, происходящих в природе, отметили особенности, которые проявлялись на пути познания окружающего мира. Последовательность действий при изучении природного явления получила название – метод.  А область науки, раскрывающая сущность этих методов, - методология.

Мы знаем, если есть школьная программа – её надо осваивать, чтобы получить заветный документ об образовании. Есть, конечно,  и другие причины, но о них не сейчас и не здесь. Так вот в программе по физике поставлены цели изучения основ науки физики в школе.

«Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • личностные: развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • предметные: знание признаков физических явлений, понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • метапредметные: формирование у учащихся представлений о физической картине мира».

Две цели из трёх указывают нам на тот факт, что приобретаемые при изучении физики знания, умения и навыки находят своё применение в других сферах деятельности: бытовой и профессиональной.

Современные школьные программы по физике  (соответствующие новым ФГОС) отличаются от предшествующих тем, что в них включён раздел по изучению основ методологии. То есть у сегодняшнего школьника, приступающего к изучению физики, должно быть сформировано представление о научных методах, используемых учёными на пути познания окружающего мира. И, применяя эти методы в учебной деятельности, ученик будет формировать своё научное мышление и представление о физической картине мира.
 

Картинка Солнечная система

 

Если Вы ещё не ознакомились с программой ДК «Основы методологии», которая связана со школьной программой по физике (Введение, 7 класс), Вы можете сделать это здесь.

Ознакомьтесь с программой дистанционного курса прямо сейчас и пройдите его совершенно бесплатно!

Категория: Методология | Добавил: Лана (22.06.2015) | Автор: Александрова С.В. W
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar