Урок ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Виртуальная школа » Учебные материалы » Уроки физики 7 класс » Урок ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ
[ · Скриншот ]22.08.2014, 20:45

ПРОСТЫЕ  МЕХАНИЗМЫ.  РЫЧАГ

Организационная информация

Тема урока

Простые  механизмы.  Рычаг.

Предмет

Физика.

Класс

7 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Александрова Светлана Валерьяновна

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Свердловская область

Республика/край

-

Город/поселение

г. Каменск-Уральский

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала.

Цели урока

 

Предметная (образовательная): Усвоение в рамках урока представлений о простых механизмах, их назначении  и принципе действия на примере рычага.

Личностная (развивающая, воспитывающая): Создание на уроке условий для развития интересов и способностей учащихся.

Метапредметная (деятельностная - УУД): Создание на уроке условий для формирования у учащихся навыков организации учебной деятельности и самоконтроля..

Задачи урока

 

1.Выяснить многообразие и назначение простых механизмов.

2.Знать о двух видах рычага и способах их применения.

3.Знать что такое точка опоры и плечо силы, уметь их определять.

4.Выяснить условие равновесия рычага и научиться решать несложные задачи на его применение.

1.Убедиться в разумном использовании человечеством достижений науки и техники.

2.Стремиться к самостоятельному приобретению новых знаний и умений решать задачи на их основе.

1.Формировать навыки постановки целей и задач урока.

2.Развивать навыки самооценки и самоконтроля.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Приобретаемые на уроке ЗУНКи (знания, умения, навыки и качества) оговорены в задачах урока.

1.Приобретённые за урок ЗУНки диагностируются при выполнении индивидуального экспресс-теста и в процессе рефлексии.

2. Развить такие качества, как интересы и способности, навыки организации учебного труда и самоконтроля, за один урок нельзя, но создать условия, предложить ресурсы для их развития – можно.

Необходимое оборудование и материалы

1.Компьютер.

2.Видеопроектор и экран.

3. Презентация к уроку.

4.Раздаточный материал: «Маршрутная карта урока», мини-тест на печатной основе.

5.Демонстрационный рычаг с отверстиями, набор грузов, штатив.

6.Лист бумаги формата А3 с заготовкой «мухомора».

7.Коробочка-«копилка урока» и кружочки бумаги диаметром 3-4 см любого цвета, на которых учащиеся «рефлексуют» свою субъективную эмоционально-чувственную самооценку.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №2. Решение проблемной задачи Архимеда.

Слайды №№3, 4, 21 и 22.

Учитель создаёт проблемную ситуацию:

    1.Реальную ли задачу поставил себе Архимед?

    2.Каким образом возможно было возведение в давние времена Стоунхенджа и «шагающих» истуканов на острове Пасха?

Учащиеся:

 

Рассматривают рис. в учебнике: строительство пирамид в Древнем Египте.

 

Высказывают предположения, опираясь на жизненный опыт.

 

Актуализация

опорных знаний и умений

 

Учитель рассказывает о широком  применении рычага и иллюстрирует  рассказ слайдами.

Учащиеся формулируют затруднения:  ситуации знакомы, но трудности в названии приспособлений, объяснении принципа их действия.

Ход и содержание урока

 

Восприятие новой информации. Первичное запоминание и выявление связей

 

Учитель предлагает выделить из всего многообразия простых механизмов рычаг, и решить на его примере поставленные задачи.

Предлагает посмотреть несколько слайдов презентации и найти на предложенных слайдах общие и отличительные особенности двух типов рычага.

 

1.Что такое простые механизмы?

2.С какой целью они применяются?

3.Что такое рычаг?

4.В чем отличие рычагов разного типа?

5.Могут ли использоваться другие приспособления? С какой целью?

 

Знакомство с характеристиками рычага, рассматриваемого в качестве примера механизмов: плечо силы, линия действия силы.

Предлагается выяснить, почему рычаги и другие механизмы позволяют получить выигрыш в силе или сделать рабочий процесс более удобным.

Учащиеся рассматривают рисунки по применению рычага (некоторые рисунки на экране соответствуют рисункам в учебнике, что позволяет работать и учащимся с недостатком зрения).

 

1.Находят общий признак рычага: твёрдое тело, точка опоры.

2.Находят у рычагов отличия.

3. Формулируют ответы, фиксируют в виде  определений и в  виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Слайд № 13  для учителя.

Слайд статичен во время выполнения упражнений для глаз, не привлекает внимания.

Выполняют упражнения

для глаз, так как на этом уроке учащиеся много работают с изображениями на экране.

Восприятие новой информации. Первичное запоминание и выявление связей

 

Демонстрационный эксперимент.

Меняя плечи сил и изменяя массы грузов, действующих на рычаг, подвести учащихся к выводу условия равновесия рычага.        

Так как расчетных задач в учебнике мало (УМК Перышкина А.В.),то условия задач-рисунков размещаю в презентации и «Маршрутных листах». Схематическое изображение рычага к задаче и её решение лучше выполнить на доске, в качестве примера.

Предлагаю качественные задачи-вопросы.

1.Замечают, что для сохранения равновесия рычага необходимо приложить силу во столько же раз меньшую, во сколько раз больше плечо.

1.Рассуждают вместе с учителем о решении задачи.

2.Фиксируют решение задачи в тетради, в соответствии с требованиями алгоритма.

3.Решают задачу самостоятельно и сравнивают с готовым решением.

 

Оперативное закрепление,                повторение  пройденного.

 

Фиксирование нового содержания в виде кратких выводов.

Слайд №2.

Решение проблемной задачи Архимеда.

Подведение итогов обсуждения, что теоретически да, задача выполнима. Но практически, есть ещё одна проблема, а не только отсутствие точки опоры и размер проводника. Но об этом – на другом уроке.

Устное обсуждение наиболее важных моментов и запись выводов в тетради.

(Выводы есть в презентации, но показать после обсуждения).

Применяют полученные знания, приходят к выводу, что теоретически задача выполнима. Но смущают размеры рычага.

 

Проверка и оценивание ЗУНКов

 

УЭ-7          Самоконтроль с целью  самооценки

 

Самостоятельное выполнение индивидуальных заданий с самопроверкой и самооценкой выполненных заданий. Сами проверяют по готовым ответам и ставят отметку по инструкции.

Если выполнено 5 заданий – «5», 4 задания – «4», 3 задания – «3» и т. д.

Если в заданиях 4 и 5 есть хотябы одна ошибка – задание считается не выполненным.

Индивидуальные тест-задания можно раздать на листах, но проверяются в экранном варианте (прилагается). Желающий ученик может сразу отвечать на компьютере. При наличии компьютеров на каждом столе – возможен электронный вариант.

 

Домашнее задание

 

Прочитать параграфы 55, 56. Выучить определения. Записать решение задачи на с. 140.    .

Желающим – сделать фотографии или найти картинки с изображением рычага. Можно в цифровом варианте.

 

Рефлексия деятельности на уроке

 

Учитель предлагает отразить усвоение материала и итоги самооценки на «мухоморе»: поставить точку ближе к центру круга в соответствии с уровнем усвоения элемента знаний (вид результата прилагается).

Предлагается эмоциональное отношение к уроку выразить на кружочке бумаги нанесением: «+» - положительные эмоции, «-» - отрицательные эмоции и «пусто» - безразличие, и положить в «копилку урока» (коробку на столе). С обратной стороны ученики могут поставить отметку, полученную при самооценке.

  Таким образом, можно получить экспресс-анализ степени усвоения материала. При первичном изучении лучше не выставлять отметки всем учащимся, а отметить только самых активных учеников.                          

Дополнительная необходимая информация

Раздаточный материал и средства рефлексии размещены как приложение к конспекту урока.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1) А.В. Перышкин «Физика – 7 класс», учебник для общеобразовательных учебных заведений;

2) CD. Ханнанов Н.К.  и др. «1С: Школа. Физика, 7 класс». ЗАО «1С» и ООО «1С-Паблишинг», 2006 г.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с исполь-зованием медиа-, мультимедиа ресурса, каким образом осуществить

 

При объяснении материала, при опросе, лучше воспользоваться готовой графикой – выполнение большого количества рисунков на доске займёт много времени.

Визуализация учебного материала способствует лучшему его пониманию и запоминанию.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.

Изучение материала фактически начинается и заканчивается на слайде №2. С этого же слайда (но в другой презентации), можно начинать урок по изучению «золотого» правила механики (подробнее в описании презентации). На следующем уроке актуализацию новых знаний начать с просмотра видеофрагмента  Оксфордской видеоэнциклопедии для детей о многообразии используемых человеком простых механизмов. 2 часть. Механизмы. ООО «Видеогурман», 2001 г. А затем предложить решить задачу, в которой на рычаг действуют три силы. Проблемный переход к изучению правила моментов.

 

Другое

 

Примечания:

1. Ссылки на скрытые слайды позволяют добавлять, изменять иллюстративный материал не нарушая работоспособности презентации. При отсутствии времени их можно вообще не открывать, а просмотреть этот материал при повторении на следующем уроке, при обобщении в конце изучения темы или на внеурочных занятиях.

2. Ссылки на решения задач можно тоже не открывать, если решение задач выполнить на доске мелом.

3. Самое важное «оправдание» этой формы презентации в том, что мне хотелось бы, чтобы ею мог воспользоваться и ученик, а не только учитель.

Это могут быть ученики пропустившие занятия. Или учащиеся, находящиеся на домашнем или индивидуальном обучении.

 

Категория: Уроки физики 7 класс | Добавил: Лана
Просмотров: 630 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar