Виртуальная школа » 2017 » Октябрь » 13 » О творчестве и изобретательстве
02:08
О творчестве и изобретательстве
  

Основная цель современного образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. В этих условиях, чтобы стать гарантом поставленных целей, учитель сам должен быть такой личностью. Наверное, поэтому в ходе подготовки к аттестации учитель в нашей школе и заполнял «творческий лист». А как же?! Учитель должен «творчески подойти» к разработке рабочей программы, или урока, или внеурочного мероприятия.

Требование творчества от учителя происходит в жёстких рамках других требований: требования к оформлению рабочей программы, требований к разработке урока… И даже к творческой конкурсной работе часто предъявляются не менее жёсткие требования с предупреждением, что если не будут соблюдены какие-либо пункты шаблона – работу могут не принять(!). И тут мысли начинают «буксовать»… Совместимо ли всё это? О творчестве ли идёт речь?

И от мудрых методических статей перехожу к толстым, и не менее мудрым справочникам.

«Творчество – это создание чего-либо принципиально нового, того, чего раньше не было. Творчество – это движение в сфере неизвестной, ещё никем не освоенной» (курс обществознания).

«Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» (СЭС, 1989 г и БРЭ, 1997 г).

Этапы творческой деятельности:

1. возникновение некоторой проблемы (вопроса);

2. концентрация всех знаний по данной проблеме;

3. выявление противоречий;

4. поиск недостающих знаний;

5. сознательная и бессознательная (интуитивная) работа над проблемой;

6. инсайт (озарение!) – возникновение идеи решения проблемы;

7. возведение идеи в теорию или модель;

8. проверка и доработка замысла в процессе реализации идеи (объекта).

И получается, что когда дело касается творчества, решающая роль всё-таки принадлежит не соответствию требованиям, догмам и общепринятым правилам, а уверенности в собственной интуиции, нестандартном мышлении и неограниченном воображении. Ограничения в любом творчестве всё-таки должны быть: это касается запрета искажения научных фактов, событий и их дат. Но вот что касается их интерпретации, применения и способа предъявления… А в чём иначе должно проявиться творчество?
 

Только тот имеет силу создать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным. Л. Фейербах


Но если от учителя требуется отнюдь не творчество, тогда что? Возможно, происходит подмена понятия «творчество» понятием «изобретательство».

«Изобретательство – применение научных знаний в практической деятельности человека» (курс обществознания).

«Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны, дающее положительный эффект.» (СЭС, 1989 г).

«Изобретением является также использование по новому назначению известного ранее устройства, способа, вещества, штамма. Право на изобретение удостоверяется патентом.» (БРЭ, 1997 г).

Этапы изобретательской деятельности:

1. интеллектуальная готовность к изобретательству;

2. возникновение (усмотрение) проблемы;

3. зарождение идеи и/или формулировка задач;

4. поиск решения;

5. нахождение принципа решения проблемы;

7. возведение идеи в схему (например, в схему урока!);

8. техническое оформление изобретения.

Как видим, большого расхождения в этапах творческой и изобретательской деятельности нет, чего нельзя сказать о смысле определения понятий, и, разумеется, результате деятельности. Учитывая, что деятельность учителя по разработке программы или урока определяется знаниями методики и дидактики, содержанием нормативных документов и инструкций, мы можем попытаться ответить на первоначальный вопрос. Так же учтём и настойчивую технологизацию процесса разработки методических проектов (уроков и рабочих программ) на основе карт и шаблонов. Так чем же является деятельность учителя – творчеством или изобретательством?

Прикрепления: Картинка 1
Категория: "Заморочки" | Просмотров: 132 | Добавил: Лана | Теги: изобретательство. деятельность педа, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar